Модернистские корни сетевого города

Январь 29, 2015 KUB - Комментариев нет

чикагоПоказывая, как изменился Чикаго с 1910 по 1930-й годы, а также принципы, которыми руководствовались члены муниципалитета и архитекторы, пытаясь компенсировать дефицит свободных площадей в центе города, демонстрируя архитектурные решения, которые предвосхитили массовую застройку из железобетона и многофункциональную архитектуру, историк архитектуры Жан Касто предоставляет нам своего рода археологию современного города.

Спустя тридцать лет после того как Рем Колхас в книге «Нью-Йорк вне себя» увидел в Манхеттене 1920-30-х годов манифест консерватизма и отказался признать факт перегруженности города, историк архитектуры Жан Касто предлагает нам вновь обратиться к межвоенному Чикаго как к другому источнику того, как ныне выглядят наши города.

Нужно подчеркнуть один факт: исследования Чикаго и его архитектуры многочисленны в Соединенных Штатах и остаются относительно редкими во Франции, а периодом, выбранным автором (1920-30 годы), долгое время пренебрегали сами историки архитектуры и урбанистики столицы американского среднего запада (1). Последние, такие как Карл Конди (2), фактически предпочитали исследовать или «героические» десятилетия Чикагской школы лишь до конца XIX века, или личность Луиса Салливана, или последовавший за Второй Мировой рост города и связанную с ним влиятельную личность Людвига Миса ван дер Роэ, приехавшего сюда в 1938 году по приглашению Иллинойсского технологического института. Между этими двумя кульминационными фазами, между войнами, словно в момент отлива, история города была омрачена ростом криминала и многочисленными запретами.

Пришлось дождаться прихода постмодернизма 1970-80-х годов, чтобы наконец начались серьезные исследования архитектуры ар-деко 1920-х. Короче, Жан Касто выбрал для изучения несколько оставленный в тени период, городского развития и архитектуры. Его описание Чикаго 1910-30 гг. особенно привлекает замечательной иконографией, вписанной в линию городских типо-морфологических исследований (3) на основании методов, разработанных итальянской школой и особенно Джанфранко Каниджа в его исследовании Флоренции (4).

Изобретение многослойного города

Центральный тезис книги таков: в Чикаго в контексте демографического, экономического и индустриального роста и отсутствия пространства для строительства на территории исторического и делового центра города, так называемого Чикаго-Луп, который с одной стороны ограничен озером Мичиган, а с другой — рекой Чикаго, муниципалитет и архитекторы изобрели модель многослойного города, улицы которого расположены этажами и формируют сеть, которая частью проходит под землей, а частью располагается на поверхности.

Жан Касто напоминает о значении реки Чикаго в структуре города. Долгое время вдоль ее берегов была сосредоточена вся экономическая активность центра. Эксплуатация такого средства коммуникации предполагала развитие ее берегов за счет роста этажности улиц. Показателен пример застройки северо-западной части Чикаго-Луп Уэкером Драйвом (1924-1926). Берега реки Чикаго, трассированные с помощью искусственного грунта — настоящий фрагмент многофункционального города, где располагаются здания городского оперного театра (архитектор Самуэль Инсул, 1927-1929), Дейли-Ньюс-билдинг (Холаберд & Рут, 1928-1929) или весьма внушительный Мерчандайз март (Грэхэм, Андерсон, Пробст и Уайт, 1928-1931). Этажные мосты также иллюстрируют эту тенденцию (мост на Мичиган Авеню, 1919-1920).

Вся эта планировка, которую Жан Касто сопоставляет с проектом подземных дорог Эжена Энара в Париже начала XX века, требует смелости технического исполнения со стороны инженеров, которые, возможно, в большей степени чем архитекторы являются настоящими героями этого времени. Итак, таким же образом необходимость строить над автотрассой железную дорогу вынуждает пользоваться «воздушными правами» (знаменитыми air rights), дающими при некоторых условиях возможность «переступить» железнодорожные пути? Возведение на искусственном грунте многочисленных небоскребов и общественных зданий приводит инженеров к решению технических проблем невероятной сложности, например, с помощью размещения точек опоры на нескольких уровнях.

Пионеры многофункциональной архитектуры

Эту модель наслоённого города Жан Касто исследует не только в чисто историческом ракурсе, но и в историко-архитектурном. При анализе сооружений той эпохи автор интересуется не столько стилевыми особенностями, декором зданий и их символикой, сколько решением технических проблем, возникающих в процессе строительства. Эти темы широко обсуждались в американских инженерных журналах той эпохи: «Western Architect», «Journal of the Western Society of Engineers», «Engineering News-Record». Богатая инженерная документация, которая приводится в книге, включает солидный раздел чертежей зданий: планы этажей, срезы структуры несущих конструкций, рисунки технических деталей, фотографии стройплощадки и т.д. Это делает книгу особенно уникальной. Тщательный анализ позволяет проследить, как эмпирические решения принимались без опоры на априорную эстетику.

Клод МАЗУ

Примечания:

1) Чикаго традиционно считается столицей современной архитектуры в Соединенных Штатах. Столица среднего запада действительно может гордиться как богатыми традициями в области индивидуальной застройки, начиная с «Домов прерий» Фрэнка Ллойда Райта и заканчивая небоскребами Луиса Салливана и Миса ван де Роэ.

2) См. Carl W. Condit, The Chicago School of Architecture. A History of Commercial and Public Building in the Chicago Area 1875-1925, Chicago et Londres, The University of Chicago Press, 1964.

3) Voir Jean Castex, J.-Ch. Depaule, P. Panerai, Formes urbaines de l’îlot à la barre, Paris, Dunod, 1977, J. Castex, P. Céleste, P. Panerai, Lecture d’une ville: Versailles, Paris, éd. du Moniteur, 1980.

4) Gianfranco Caniggia, Lecture de Florence, Bruxelles, Institut Saint-Luc, 1994.

Перевод Артемия Степанова

liberty.ru

Related Posts

Leave a Comment